Поделочные камни

Поделочные камни

Мир природы камней прекрасен и бесконечно разнообразен: они бывают большие и маленькие, цветные и бесцветные, непрозрачные и просвечивающиеся, натуральные и искусственные, прочные и хрупкие… И еще много-много других характеристик. Ученые разных лет и эпох пытались классифицировать камни и минералы, опираясь на разные показатели, однако всегда разделение выходило условным, с пробелами и допусками. К примеру, такая простая характеристика как цвет, объективная и всем понятная. Но оказалось, что многие самоцветы представлены богатой палитрой, меняют окраску в зависимости от освещения, угла зрения. Тем более, что наука не стоит на месте, знания меняются и накапливаются, а существующие классификации устаревают.

Белый сердолик

Вариации основной классификации камней

Общепризнанной классификации нет и сегодня. Ювелиры разделяют камни по одним признакам, минерологи и геологи по другим. Все ведь зависит от цели разделения.

В России чаще всего обращаются к классификации камней, предложенной еще в 1973 г. В. Я. Киевленко, в которой учтены помимо прочих и стоимостные характеристики. Согласно ей, все драгоценные и полудрагоценные камни естественного происхождения можно сгруппировать в 3 класса:

  1. Ювелирные (самые красивые и ценные кристаллы; например, алмаз, сапфир, цитрин);
  2. Ювелирно-поделочные (цветные камни, больше применяются для поделок, чем в ювелирном деле; например авантюрин, янтарь и розовый кварц);
  3. Поделочные (нашли применение в основном для изготовления крупных камнерезных изделий; хорошие примеры – яшма, селенит, цветной мрамор).

Первая и вторая группы также распределяются на порядки: 4 в первой и 2 во второй.

Объемная резьба по зелёному нефриту
Резьба по нефриту

Академик А. Е. Ферсман долгое время занимался изучением уральских месторождений, одних из самых богатых в России и во всем мире по разнообразию и качеству самоцветов, и в начале прошлого века предложил свою классификацию, которую позднее доработал и развил. Сначала он выделил прозрачные, независимо от их отнесения к поделочным и драгоценным, и цветные камни.

Для обозначения первых он использовал понятие «самоцветы», которое перенял у уральских старателей – в них «сам цвет» определяет их ценность.

Вторые используются как для изготовления и украшений, и резных изделий. Это агрегаты пород, кристаллы разной степени прозрачности и другие минеральные образования самых разных цветов и их сочетаний, наличием разнообразных по оттенку, форме и структуре вкраплений.

В 1954 г. появилось существенное уточнение. Первая в России классификация драгоценных и цветных камней выглядела так:

  • Группа А – ограночный материал;
  • Группа Б – поделочный материал.

Некоторые наименования относятся сразу к обеим категориям в соответствии со своим применением.

Классификации поделочных камней по разным признакам

Поделочные камни по стоимости ценятся гораздо ниже драгоценных. Но есть много и таких, которые практически не уступают в цене. Прекрасное украшение из ярко-зеленых нефритовых бусин равномерной окраски с очень редкими и мелкими включениями может стоить больше миллиона рублей.

По степени твердости поделочные камни бывают:

Классифицируют их и по ценности. Этот показатель максимально зависит от индивидуальных свойств камня: есть ли включения, цвет и его насыщенность, насколько минерал редкий, сложный ли в добыче и обработке. К ценным можно отнести малахиты, кварциты, многие виды мрамора и оникса.

Статуя

Некоторые поделочные камни правильнее называть горными породами: они состоят сразу из нескольких минералов и в природе встречаются в очень больших количествах. Взять, к примеру, змеевик, лазурит, гранит, мрамор. Из них изготавливают массивные элементы интерьера больших помещений, например напольные плиты и колонны, ступени лестниц.

Находки археологов свидетельствуют, что поделки и украшения из цветных камней ценились во все времена, а людей, обладавших мастерством камнерезной работы, приравнивали к магам и волшебникам. Не стоит забывать, что и самим минералам всегда приписывались магические силы.

Искусство глиптики

Среди прочих одним из первых искусств, связанных с работой по камню стала глиптика – миниатюрная резьба. Геммы с мужскими и женскими ликами, силуэтами животных и даже целыми картинами, вырезанными на самоцветах и раковинах, прекрасно сохранились, пройдя через столетия и даже тысячелетия. В Древней Месопотамии уже в 4 тысячелетии до н. э. изготавливали резные фигурки людей и животных из камня, а спустя 10 веков – геммы-инталии. До наших дней сохранились образцы искусства древних шумеров – вырезанные фигуры и надписи на цилиндрах из халцедона и яшмы. Резьба по камню применялась и для изготовления печатей.

Различают 2 вида гемм:

  1. С углубленным изображением (инталия);
  2. С выпуклым (камея).

В гробнице царя Тутанхамона, которая уцелела от рук расхитителей, ученые обнаружили украшения из лазурита и бирюзы. В Древнем Египте ляпис-лазурь считалась одним из самых дорогих камней, ее называли «сыном неба», считали олицетворением того, что правитель есть земной наместник бога Солнца Ра, поэтому часто использовали при изготовлении статуй фараонов и богов, гемм, нательных украшений. Жука-скарабея из синего камня вкладывали в сердце умершего правителя при бальзамировании.

Камея резьба агат
Камея резьба по агату

Первые камеи стали изготавливать в 4-3 вв. до н.э. Резьбу выполняли на сардониксе и агате: мастера уже имели знания о многослойности камней, и использовали их в своей работе для получения ровных или, наоборот, контрастных цветовых переходов.

Изначально геммы использовались только как украшения и талисманы, но позднее они получили статус печатей, которые в то время заменяли и подпись важного лица, и замок, и ключ от него. Богатые вельможи собирали целые коллекции гемм, при императорских и царских дворах была отдельная должность резчика.

В древнеславянской культуре обработка камня изначально заключалась в создании подшлифованных ассиметричных кабошонов, сохранявших первозданную красоту минералов. Среди памятников домонгольской эпохи можно увидеть янтарные, кварцевые, сердоликовые ожерелья и серьги, поделки из речного жемчуга. С течением времени большое развитие получает искусство изготовления оправы, которая благодаря умелой руке мастера подчеркивает и преумножает красоту минералов.

Гемма из граната
Инталия из граната

Особая ценность камнерезным поделкам придавалась прежде всего из-за их долговечности – украшения и другие изделия переходили из поколения в поколение, переживая любые войны, эпидемии и природные катаклизмы. Множество разнообразных по красоте и технике изготовления, использованному материалу статуй разных эпох – отличное тому доказательство. В античные времена мастера Греции создавали отдельные скульптуры и целые ансамбли, они отдавали предпочтение хрупкому мрамору, считая, что только он может по-настоящему отразить красоту и изящество человеческого тела. Шедевр гораздо более позднего времени (середина 19 в.) Рафаэля Монти из особой породы мрамора поражает человеческий глаз тонкостью работы: сложно поверить, что «Мраморная вуаль» высечена из камня.

Художественная резьба по камню

резьба по камню

Это древнейшее искусство зародилось в Китае примерно 4 тысячи лет назад. Секреты мастерства умельцы бережно хранят и передают из поколения в поколение. Изначально в качестве основы использовался нефрит: из него вырезали регалии, нательные украшения, предметы декора и посуду. Яшма, воплощение добродетели на Земле, использовалась для изготовления религиозных и ритуальных изделий. У каждого китайского императора обязательно была личная печать из яшмы. Из агатов и халцедонов вырезали флаконы. Бирюза, горный хрусталь, аметист привлекали мастеров богатством цвета, твердостью. Восточные мастера ценили в натуральном материале прежде всего фактуру, причудливые краски и формы. Каждый камень долго рассматривали перед работой, чтобы использовать в искусной работе каждое его вкрапление и жилку. Процветает «резьба по юй» и сегодня – фабрики по производству нефритовых кубков стали одной из туристических достопримечательностей Китая.

Искусство мозаики

Одним из художественных направлений использования поделочного камня стала мозаика – составление единого изображения из мелких кусочков, в данном случае камней. Точный подбор по форме и цвету отдельных составляющих дает плавные цветовые переходы и четкие линии общей картины.

Римская мозаика

римская мозайка

Искусство известно с древних времен, тогда своим мастерством в этой области славились греки (2 в. до н. э.). В Римскую Империю, стремительно богатеющую и развивающуюся в эпоху Юлия Цезаря, греческих умельцев приглашали на работу и для обучения подмастерий – так на Апеннинском полуострове зародилась техника Римских мозаик. Поначалу рисунки были совсем просты: набор геометрических фигур, надписи. И материалом служила проста галька. Но постепенно искусство мозаики развивалось, техника оттачивалась, и изображения становились все искуснее, были подобны картинам: к гальке добавили цветное стекло (смальту), мрамор, известняк, поделочные камни; швы становились тоньше, их заполняли краской в тон. Мозаика получила такое широкое распространение, что ее использовали для отделки полов, стен, потолков как простые римляне, так и самые богатые, с ее помощью даже мостили дороги.

Флорентийская мозаика

Возрождение мозаичное искусство получило в средние века в Италии, а точнее во Флоренции, отсюда и название новой техники – Флорентийская мозаика. Она отличается высокой сложностью и тщательностью, и одновременно высокой художественной ценностью. Идеальный цельный рисунок получается за счет искусной огранки и подгонки камней по размеру и цвету, образуя изображения без швов (comesso), с гладкими линиями и сложными формами, тонкими цветовыми переходами.

флорентийская мозайка

В 16 в. н. э. Фердинанд I из знаменитой династии Медичи открыл камнерезную мастерскую «Галерея Деи Лавори», где и начались первые эксперименты по составлению цветных каменных картин. Мастера создавали шкатулки, игровые доски, плакетки, столешницы, другие элементы мебели. Больше всего использовали такие природные материалы, как яшма, агат, оникс, породы мрамора, халцедон, кварц, горный хрусталь – так называемые «pietra dura» (твердые камни). Для каждого минерала подбирали свой особый способ подготовки и обработки, чтобы максимально использовать цветовые возможности материала. Искусство Флорентийской мозаики процветало до 19 в., когда интерес людей к ней угас, перейдя на живопись и архитектуру.

Русская мозаика

Русская мозайка

Известна также Русская мозаика, которая появилась благодаря М. Ломоносову в 18 в. Она разительно отличается от флорентийской:

  • Выполняется не только плоских, но и изогнутых поверхностях;
  • На основе из прочного недорогого камня выклеивается рисунок из пластинок малахита (или другого цветного камня), создавая впечатления монолита;
  • Симметричные, расходящиеся в стороны узоры;
  • Порой впечатляет размер (мастера создавали столешницы, двери, колонны, целые комнаты).

Стоит отметить, что сам малахит совсем непримечателен на вид, чудесные природные узоры открываются при резке камня на пласты. Уральские умельцы применяли эту камнерезную технику для работы с яшмой и лазуритом.

Заключение

Сегодня поделочные камни широко применяются в самых разных промышленных производствах, строительстве, ювелирном деле и камнерезном ремесле. Например, плиты родонита использовались в отделке станций метро, залов Московского Кремля. Красота и податливость розового камня сделали его любимчиком у резчиков: из него делают торшеры, вазы, коробочки, нательные украшения, мебельную фурнитуру.

Украшения из поделочного материала отличаются:

  • Невысокой стоимостью (не всегда);
  • Богатством цветов и оттенков;
  • Разнообразием ассортимента.

Многие современные изделия из поделочного камня по своей красоте не уступают драгоценностям. Нежный розовый кварц, солнечный желтый янтарь, черный опал с радужными переливами не оставят равнодушной ни одну модницу. Они дарят своим владельцам чувство единения с природой, ведь каждый камень – дитя Земли. Люди верят в их магическую силу и используют как талисманы и обереги. Известны также лечебные свойства минералов.